Игра по правилам психодрамы

В жизни эффективного менеджера, если он по-настоящему эффективен, должно находиться место и для работы, и для отдыха. Существует мнение, что человеку, живущему насыщенной и активной трудовой жизнью, пассивный отдых противопоказан, поскольку отсутствие привычной активности вводит его в состояние стресса. Блаженное ничегонеделание, в конечном счете, не приносит ни морального удовлетворения, ни ощущения восстановленных сил. Встает вопрос об альтернативе: как отдохнуть с пользой? Один из возможных вариантов – участие в работе психодраматического театра.

Чтобы рассказ об этом явлении не был описательно-абстрактным, E-xecutive использовал полноценный метод “погружения в тему”, то есть непосредственное участие в действе. Однако прежде чем поделиться своими субъективными ощущениями, необходимо сказать несколько слов о том, что собой представляет психодраматический театр.

Ярусы, эмоции и моделирование будущего

ПсихотерапияКлассическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Первый психодраматический театр был создан австрийско-американским психологом Якобом Морено при принадлежавшей ему частной психиатрической клинике в штате Нью-Йорк. Собственно, Морено и является первооткрывателем методов психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Австрийский психолог считал, что “сценическое пространство - это продолжение жизни”, которое должно “поднять человека над реальностью”. Сцена психодраматического театра Морено предполагала три яруса, которые символизировали три жизненные реальности. Драма начиналась на первом ярусе сцены, где протагонистом велся рассказ о волнующей его проблеме. На втором ярусе появлялись новые подробности и уточнения, и шло “движение по кругу”. Снова и снова возвращаясь к проблеме протагониста, ведущий постепенно задавал новые вопросы, чтобы прояснить затруднения при ее решении. На третьем уровне сцены обострялась острота восприятия, что-то прояснялось, воплощались мечты и ожидания личности.

По существу, психодрама представляет собой вид драматического искусства, который отражает актуальные проблемы личности, а не создает воображаемые сценические образы. Таким образом, искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Психодрама основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций у участников действия.

В интерпретации современного тренинга психодрама разворачивается не в специальном психодраматическом театре, а в кругу участников группы. Ее цель в данном случае - в атмосфере психологической поддержки группы пробудить витальность и креативный потенциал участников тренинга, благодаря переживанию радости игры. Тем не менее, этапы вхождения в психодраматический сюжет повторяют ступени восхождения к центру обозначенной проблемы по круглой сцене театра Морено.

Практическая ценность психодрамы, позволяющая использовать ее не только для прояснения личных, но и профессиональных аспектов жизни человека, состоит в том, что она призвана научить взаимопониманию, диалогу с другими людьми при помощи обмена ролями. Один из наиболее традиционных элементов психодраматического театра - моделирование возможного (и невозможного) будущего. Например, чтобы проверить свои мечты или опасения, связанные совершенно с любыми жизненными обстоятельствами: а что будет если?.. А как я себя буду чувствовать если?.. При этом прояснение этих вопросов непременно происходит в виде ходе игры, приключения и “вхождения” в некие роли своего “я”. Во многом благодаря такой возможности переживания себя в разных событийных пространствах, в настоящее время психодраму активно используют в бизнес-тренингах и группах личностного роста.

Игра в реальность

Как все описанное выше выглядит в действительности? В действительности слово “театр” несколько вводит в заблуждение. Возникает иллюзия лицедейства, игры, возможности осуществить детскую мечту о сцене. Вторая составляющая явления – “психодраматический” - остается где-то на задворках восприятия, хотя именно она является наиболее важной.

Встречи ActionSpace Театра проходят в студии №7 в театре Анатолия Васильева, часто по времени совпадая с настоящими спектаклями. Принять участие во встрече может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись и заплатив 300 рублей.

Несмотря на то что в студии отсутствует сцена, нахождение внутри настоящего театра создает особую атмосферу. Вопреки ожиданиям, участникам не раздают роли, которые необходимо сыграть, и не наряжают в костюмы, чтобы перевоплощение состоялось. Разыгрываются не чужие роли и судьбы, а собственный внутренний мир становится главным действующим лицом некого психологического спектакля. Психодраматический театр, как его увидели мы, - своего рода тренинг, в ходе которого участники перевоплощаются сами и следят за чужими перевоплощениями. Каждый по-своему “проигрывает” заданную тему, под руководством профессиональных модераторов делясь собственным опытом с окружающими, принимая чужой опыт, заглядывая внутрь себя и открывая в себе что-то новое.

“Спектакль”, с которым работают участники психодраматического театра, может относиться и к бизнес-консультированию, и к личностному развитию. Тема последней встречи ActionSpaceТеатра в преддверии новогодних праздников была сформулирована организаторами следующим образом: “Сам себе Дед Мороз, или Что делать, чтобы мечты сбывались”. Помимо названия, существовали и другие элементы новогодней стилизации – елка, украшенная конфетами, игрушечный Дед Мороз и шампанское, которым угощали участников в начале и в конце встречи.

Собравшейся небольшой группе – около 15 человек - после достаточно традиционной для многих тренингов процедуры знакомства, основанной на игре в запоминание имен, было предложено несколько ситуаций, связанных с проблемами постановки и достижения целей. И здесь начиналось некое действо, связанное с попыткой участников не только понять собственные процессы целеполагания и пути к осуществлению мечты (любой – личной или профессиональной), но и с задачей осознания этих же процессов, происходящих во внутреннем мире твоего визави. Каждый должен был выслушать, осмыслить и публично озвучить точку зрения партнера. А потом услышать и собственный внутренний голос, но в изложении партнера. Подобное упражнение можно соотнести с первым “ярусом” психодраматического театра Морено.

Следующим этапом для участников стало определение своей собственной цели на настоящий момент путем нахождения ее в неком пространстве будущего мысленно и действительной обстановке – физически. То есть необходимо было выбрать абсолютно любой предмет в зале, который выполнял бы роль еще не осуществившейся мечты. Таким образом, для кого-то мечту символизировала конфета на елке, для кого-то – картина на стене. А дальше - почти по системе Станиславского… Участникам было предложено, оказавшись рядом со своей “целью”, представить себя в тот момент времени, когда она уже достигнута. По сути, вжиться в нового “себя”, с теми изменениями и самоощущениями, которые еще только будут, если мечта сбудется. Надо отметить, что задача оказалась достаточно позитивной, поскольку любая достигнутая цель предполагает качественно лучшее состояние личности. “Обретя” свою цель и вжившись на несколько секунд в это новое состояние, можно успеть внутренне проиграть роль будущего “себя”, представив сцены и даже диалоги из той, пока только вероятностной, ситуации. Если говорить о субъективных ощущениях, “почивание на лаврах” осуществившейся мечты было довольно приятно.

Однако из светлого будущего неизбежно пришлось вернуться в день сегодняшний. В реальности – отойти от своей цели на то расстояние, которое в достаточной степени передает удаленность от нее настоящего момента.

следующая задача – расставить барьеры на пути к своей мечте. В качестве символических барьеров можно было использовать любые предметы, находящиеся в помещении. Кто-то из участников выложил собственный “тернистый путь” пластиковыми стаканчиками, конфетами и мячиками. Кому-то подобные “препятствия” показались недостаточно серьезными и не в полной мере соответствующими действительности, поэтому пришлось завязать глаза. После этого логично было бы предположить, что каждый публично озвучит все свои препятствия, однако здесь появился новый театрализованный элемент: задачей участников стало от лица этих самых барьеров рассказать, зачем они собственно нужны на пути достижения цели и какую пользу из них может извлечь человек. С каждым препятствием участнику приходилось проигрывать ситуацию столкновения с ним в реальности и извлекать для себя нечто позитивное, способствующее достижению цели. При этом задуманный ранее барьер мог оказаться сколь угодно сложным или даже непреодолимым - например, болезнь или даже чья-то смерть… “Зрители” же выслушивают только мнения “барьеров”, не зная, что они представляют собой как реальные вещи и явления или события. Это упражнение можно соотнести с прохождением по кругу второго “яруса”.

В новом акте “пьесы” участники вновь переносятся в будущее, где цель уже достигнута и препятствия остались позади, чтобы поделиться с собой сегодняшним, еще не реализовавшим свою мечту, опытом того, как существующие барьеры были разрушены. Получение необходимых знаний от себя самого – счастливый финал, после которого “актеры” могут расслабиться, растащить свои “барьеры”. Процесс ликвидации барьеров проходил в атмосфере всеобщей разрядки, ощущения легкости и веселья, которое у каждого из участников выражалось по-разному – кто-то просто улыбался, а кто-то был более экспрессивен, символизируя освобождение полетом воображаемой птицы.

Но на этом встреча не окончена, важно подвести итог и обобщить опыт. Участники, образовав круг, называют и “кладут” в символический “котел” все самые важные и ценные знания, которые им удалось приобрести. А после этого каждый может “взять” оттуда то, чего ему по-настоящему не хватает. Занавес опущен, наступает время отпраздновать премьеру – “ярусы” пройдены, мечта не только пережита, но и осознана путем проигрывания ситуаций преодоления препятствий на пути ее достижения…

Что остается, когда встреча психодраматического театра закончена? Не претендуя на глубокие познания в области психологии и полагаясь лишь на собственные ощущения, можно сказать, что вечер отнюдь не показался потерянным. Стопроцентной уверенности в том, что мечта обязательно сбудется, не появилось. Что любая цель достижима – тоже. Но все-таки у тебя на глазах родились и были прожиты сценарии осуществления мечты более десятка человек, в том числе и твоей собственной. Участники, возможно, не вполне осознавая, мыслили и действовали креативно. И каждый был немного актер, проигрывая несколько предложенных ролей, и у каждого была своя сцена, декорации и зрители.

Авторы: Е. Закомурная, М. Пикалова

Источник: www.e-xecutive.ru

Хостинг от uCoz