Разбитая в
детстве чашка
много лет спустя "выстрелила"
по семье
Алина
БОРИСОВА. Симбирский Курьер Суббота 20 июля 2002 года №103-104
"Проиграть"
свою жизнь заново В Ульяновске появился новый метод психологических тренингов,
на которых разыгрываются страсти, достойные пера самого Шекспира. Каждый
участник тренинга становится актером; постановки, как и положено, делает
режиссер, а любой спектакль - это премьера. Все как в театре, только здесь
играют не пьесы драматургов, а заново переживают свою собственную жизнь. Новый
для нас метод и название имеет почти театральное - психодрама.
Психология учит, что ни одна из критических ситуаций, происшедших в детстве, не
проходит бесследно. Когда-нибудь она "простреливает" во взрослой
жизни, превратившись в большую проблему или комплекс неполноценности.
Следовательно, корни многих неудач нужно искать в юном возрасте. Чем и
занимаются на психодраматических тренингах. В группе, где собираются от 8 до 20
человек, вначале обозначается сама проблема. Затем "режиссер", то
есть опытный психолог, в ходе длительной беседы выявляет, какая ситуация могла
вызвать этот комплекс. Эта ситуация и становится основой для "спектакля".
"Постановки" состоят из трех действий. В первом "актер"
играет сам себя, во втором - своего антагониста, которого среди участников
выбирает сам, в третьем действии - снова себя. Затем становится зрителем и
наблюдает за "собой", как в зеркало, только в чужом исполнении.
Зрители - участники тренинга. После каждого действия - в антрактах - идет
бурное обсуждение поведения героев. "Спектакли" продолжаются от 40
минут до трех часов.
От роли повара и прачки - к роли любовницы
Сюжет одной из последних "постановок" был посвящен молодой женщине,
Анне, которой собственный муж определил в семье роль лишь повара, прачки и
няни, не давая возможности реализовывать себя в чем-либо другом. Противостоять
мужу она не могла, каждая мелочь вызывала у мужа глубокую обиду. Женщина не
знала, как растопить его холодность. Семья оказалась на грани развала.
Психолог Александр Штыкин нашел причину... в разбитой чашке. В детском саду
девочка Аня разбила чашку. С кем не бывает. Но бабушка устроила страшную
взбучку и пригрозила рассказать родителям, так что у девочки глубоко отложилось
чувство вины, стыда, скованности и бессилия. Повзрослев, Анна так и не
научилась отстаивать себя в ситуациях, когда на нее начинали кричать или
бросали обвинения. В эти минуты ее тело сковывало точно так же, как и после
случая с чашкой.
После этого "режиссер" приступил к постановке "спектакля".
Нашли реквизит, распределили роли. Анна исполняла себя же в детсадовском
возрасте. Затем по сценарию Анна почувствовала себя в роли бабушки. Играя ее,
"актриса" пыталась понять, что тогда двигало ее старенькой бабушкой,
а поняв, Анна могла ее простить.
В психодраме каждый "актер" входит в роль легко, потому что его мозг,
мышцы, голос помнят все происшедшее. Чаще всего он настолько интенсивно
выражает свои эмоции, что прямо на "сцене" наступает желаемый
результат метода - катарсис, несущий в себе оздоровительный характер. Так
произошло и с Анной.
Эпилог спектакля был построен на сегодняшних отношениях с мужем, в которых
Анна, обновленная и сильная, могла вести себя совсем иначе. Суровый муж от
нежности и ласки супруги должен был растаять на глазах. Словом,
"спектакль" всегда нацелен на happy end.
Едва снова не лишилась чести...
На психодраматических тренингах происходят сцены и весьма откровенные.
Разыгрываются эпизоды изнасилования, побоев жен мужьями, тренируются
способности начальника без угрызений совести увольнять подчиненных и так далее.
Однажды у психолога Александра Штыкина разыгрывалась драма, где в основе сюжета
было изнасилование 11-летней девочки ее 17-летним двоюродным братом. Вдруг на
глазах у всех великовозрастная женщина, играя себя-девочку, превратилась в
Лолиту. Ее жеманные соблазны так распалили партнера, что, не вмешайся режиссер,
женщина лишилась бы чести и второй раз. Кстати, потом с темпераментным
"актером" пришлось поработать отдельно, чтобы снять его негативную
предрасположенность к овладению женщиной.
Поведение этого незадачливого любовника раскрывает еще одну особенность людей,
о которой до психодрамы многие и не подозревают. В театре и кино сказали бы:
"Амплуа". В самых разных "спектаклях" одним и тем же людям
достаются типичные персонажи: жестокого любовника, агрессивной матери или
сурового отца. Психологи считают, что это "звоночек", предупреждающий,
что нужно задуматься о своем характере. А иных не выбирают ни на какие роли, но
участники не обижаются из-за отсутствия ролей - оно и хорошо, значит,
присутствующие не находят в этом человеке присутствия своей проблемы.
На психодраму специалисты возлагают большие надежды. То, что это эффективный
метод помощи, показала практика. Ее основатель - американский психолог Морено.
На западе психодраму часто используют в сложных ситуациях психологической
реабилитации тюремных заключенных.