Хухлаев О.Е.

 

Супермен, человек-паук и злая ведьма. Методика рассказывания историй в индивидуальной работе с детьми

 

Опубликовано в газете «Школьный психолог», 2004 – Октябрь, № 39. – с.22-25.

 

Осуществляя в течение  трех лет психологическую помощь детям из семей вынужденных мигрантов, проживающих в лагере Зеленоградский, мы сталкивались с самыми различными проблемами и использовали для их разрешения разнообразные методы и подходы, имеющиеся в арсенале у детского практического психолога. Анализируя специфику применения в работе с детьми-мигрантами с Востока терапевтических подходов, разработанных преимущественно в западной культуре, мы старались найти основополагающие принципы оказания индивидуальной психологической помощи ребенку в ситуации культурного и языкового барьеров.

В результате анализа практического применения различных методов мы пришли к выводу о том, что исключительными возможностями в данной ситуации обладает метод «диалогического рассказывания историй» (ДРИ) разработанный Р.Гарднером в 60-х гг.

Этот подход обладает следующими преимуществами в работе с детьми из семей вынужденных мигрантов.

1.                      Он является скорее «формальным», чем «концептуальным» то есть, не связан с конкретной парадигмой в психологии. Он применим в сочетании с широким спектром терапевтических подходов – от психодинамического до когнитивно-поведенческого.

2.                      Несмотря на вербальный характер метода, он основан на системе коммуникации, доступной практически всем детям вне зависимости от культурных традиций.

3.                      Метод достаточно эффективен и направлен на решение «первоочередных» проблем ребенка, что особенно важно в ситуации когда терапия кратковременна или может резко прерваться.

4.                      Негативные последствия резкого прерывания минимизируются законченностью каждой сессии, представляющей самостоятельный терапевтический процесс.

Процедура проведения терапевтической сессии по методу «ДРИ» заключается в следующем. После установления первичного контакта с ребенком психолог спрашивает его, не хочет ли он стать участником воображаемой радиопередачи, «поиграть в радио». Терапевт отмечает, что «мы будем играть «по-настоящему», будем записывать все на пленку и это можно потом послушать» (здесь предъявляется диктофон). Если ребенок соглашается (а так чаще всего и бывает) то ему предлагается придумать название для «его радио». Затем ведущий включает диктофон на запись и говорит: «Уважаемые радиослушатели. Сегодня на нашем радио…(название которое дал ребенок) открывается новая передача. Она называется «Час рассказа». В ней специально для вас (имя ребенка) расскажет удивительную, занимательную и увлекательную историю. Напоминаю, что по нашим правилам нельзя рассказывать о том, что вы видели в кино, по телевизору или читали в книжке». Далее терапевт спрашивает ребенка, нужно ли ему подготовиться или он расскажет сразу. В случае подготовки терапевт ненавязчиво дает  дополнительную инструкцию: «Твоя история может быть короткой, а может - длинной, смешной или грустной, глупой или умной, страшной или веселой, в общем – какой ты сам захочешь. Рассказывать можно про что угодно».

 После такого введения дети-мигранты охотно начинают рассказывать историю, подчас буквально «фонтанируя» словами. Задача терапевта здесь заключается в том, чтобы разобраться в содержании истории. Допускается осторожно прерывать ребенка, спрашивая о подробностях, необходимых для понимания. При этом после получения ответа на вопрос следует «вернуть» ребенка к месту прерывания, напомнив его последние слова перед вопросом психолога. Если это не будет сделано, то вмешательство терапевта может приводить к существенным изменениям в содержании рассказа, по сравнению со спонтанным творчеством.

После завершения истории психолог просит ребенка подумать над тем, какую мораль содержит в себе его история. Зачастую слово «мораль» непонятно для детей-мигрантов. В этом случае мы приводим примеры подобные следующему: «история о том, что человек много трудился и потом нашел мешок золота говорит о том, что трудиться-хорошо», и просим придумать аналогичный «урок», «вывод» из своей истории, показать «чему она учит». Как показывает практика, дети примерно с 8-9 лет справляются с таким заданием, если содержание и основная проблема истории хотя бы отчасти ими осознается. Данный «вывод» является очень значимым, он показывает то, как смысловые акценты в истории расставляет сам ребенок и позволяет избегать ненужных или неадекватных сложившейся ситуации интервенций.

Кроме того, в ситуации, когда смысл истории не ясен для терапевта, если он не может «расшифровать» переживания, которым посвящено рассказанное послание, можно, попросить ребенка провести идентификацию его самого и всех близких, знакомых с героями истории: «если бы ты был волшебником -  кто бы в кого превратился?». Как правило, полученные сведения весьма информативны, однако надо учитывать, что специфика защитных механизмов может привести к тому, что «заявленная» ребенком идентификация (прежде всего – самого себя) будет не соответствовать существовавшей в момент рассказывания. 

После завершения всех выяснений, объявляется «рекламная пауза». В это время ребенок занят рисованием «рекламы» или просто иллюстрации к истории. Здесь же можно дать ребенку прослушать только что рассказанное.

Психолог в это время придумывает свою, «ответную» историю, являющуюся модификацией услышанной. Рассказ ребенка рассматривается как некое послание терапевту, в котором отражаются актуальные проблемы и (что особенно важно) способы их решения (зачастую неадекватные), которыми пользуется ребенок. В ответ психолог сообщает свой, более конструктивный вариант интерпретации событий, «зашифрованный» в форму истории с теми же героями.

Формат данной статьи не предполагает полного изложения механизмов подготовки ответных рассказов. Назовем лишь основные принципы построения «целительной» истории.

1.                        Она посвящена  той из проблем, «зашифрованных» в истории ребенка, которая, по мнению терапевта, наиболее актуальна для него и является наиболее очевидной, исходя из анализа рассказа.

2.                        Терапевт воспроизводит максимальное количество смысловых элементов из детской истории, при условии, что они не расходятся с содержанием ответного послания.

3.                        Если в детской истории уже содержится способ решения проблемы (пусть и совсем неадекватный), терапевт не старается его разрушить и обесценить, а дает возможность увидеть более адаптивный путь.

4.                        Первичная задача терапевта – формирование чувства безопасности; если оно отсутствует в детских историях, то именно на него должны быть направлены «терапевтические сообщения».

5.                        Терапевт использует принцип интерпретации, наиболее подходящий к содержанию предъявленной истории. Это может быть анализ с точки зрения «здравого смысла», соотнесение с реальными жизненными событиями, психодинамическая интепретация. 

Далее приведем случай применения методики в индивидуальной работе с мальчиком Р. 9 лет, для которого были характерны сильные перепады настроения, повышенная тревожность, периодическое расстройство социального поведения. Эти нарушения, по результатам предварительного исследования, были во многом вызваны пережитой в дошкольном возрасте психической травмой, связанной с боевыми действиями и преследованиями талибов в Афганистане. Р. охотно пошел на сочинение историй, проявляя живой интерес. Свое радио он назвал «РАДИО «Магнитофон».

Первая история которую он сочинил называлась «Человек паук встречается со всеми героями».

Один раз Человек-паук пошел в Америку. Он встречался там со всеми своими друзьями. Потом они ушли в Россию. Там он встретил Бэтмена и других друзей. Они пошли домой к Человеку-пауку. Они праздновали и на следующий день ушли.

Человек-паук пошел к Супермену. Супермен сказал «чего тебе надо, друг?». Человек-паук отвечает: «мне нужно быстро в космос идти». И от его отвез в космос. Там была Злая Ведьма, которая хотела нашу родину погубить, весь наш космос разрушить.

Человек-паук пошел в космос и видит - Злая Ведьма хочет Марс уничтожить. Он сказал: «не надо, ты погубишь нашу страну – мы тебя погубим!». Злая Ведьма куда-то пошла. Они (Человек-паук и Супермен, Бэтмен и др.) думали, что домой. Они пошли к дому злой ведьмы; увидели – дома ее нету. Они ее дом сломали. Злая ведьма пришла – видит дом сломали эти  люди.

Потом человек   с друзьями посмотрели в космос и видят - там рука Злой Ведьмы. И они пошли опять. И она так рассердилась, что чуть весь космос не разрушила. Супермен взял один большой-большой камень и в ее рот засунул, чтобы она не кричала, чтобы не сломался космос. И когда ей рот закрыли и два камня в нос…и она взорвалась. И они пошли домой все вместе праздновать: Человек-паук и друзья.

Урок: если кто-то хочет твою землю погубить, то его надо убить, это твой враг.

При анализе истории мы пришли к выводу, что содержание истории отражает внутреннюю ситуацию ребенка. Поэтому адекватной может представляться психодинамическая интепретация,  когда содержание истории рассматривается как отражение динамики интрапсихических процессов (в первую очередь это отношения между Оно, Я и Сверх-Я). С этой точки зрения образ Ведьмы можно интерпретировать как  репрезентацию бессознательных неуправляемых процессов (Оно). Страх перед ней в данном случае связан не только и не столько с ее агрессивностью, сколько с неконтролируемостью, при этом следование ее желаниям может погубить «космос», то есть микрокосм психики ребенка.

Супермен скорее всего представляет Я, находящееся при этом в более-менее прочном союзе с Сверх-Я. Именно с ним идентифицирует себя ребенок, что в данном случае - достаточно конструктивная позиция. Негативным является конфликт между Ведьмой и Суперменом, репрезентирующий, по нашему мнению, основной внутриличностный конфликт.

Мы выбрали путь его разрешения через введение идеи контроля как противоположности «борьбы». Наивно было бы тешить себя надеждой, что ребенок за одну историю усвоит необходимость гармонии с бессознательным. Поэтому мы остановились на демонстрации альтернативы – взаимодействия между конфликтующими фигурами и разрешения проблемы через установление контроля над бессознательными импульсами, сохраняя при этом его энергетический потенциал. Соответственно, была рассказана следующая история.

Человек-паук поехал в Америку. Встретился там с другом Суперменом и остальными друзьями. Они вместе поехали в Россию, встретили там Бэтмена и остальных друзей. И они пошли к Человеку-пауку домой. Они праздновали и назавтра все ушли.

Человек-паук пошел к Супермену. Тот его спрашивает: «чего  тебе надо, друг?».

       -   -Нужно быстро в космос идти.

-        Почему?

-        В космосе страшно Злая Ведьма. Она хочет нашу родину погубить и космос убить.

-        Я с тобой! Мы соберем всех наших друзей! Мы обязательно победим злую ведьму! – ответил Супермен.

-        Я не сомневаюсь! Конечно, мы сильнее Злой Ведьмы. Но надо спешить. Надо поторопиться! – сказал человек-паук.

И человек-паук вместе с друзьями пошел в космос. Видит – там Злая Ведьма. Хочет она сперва Марс уничтожить. А я вам сейчас расскажу, как она уничтожала. Она была такая злая, что как громко-громко закричит, что вся планета и разрушится. Сначала Марс, а потом   бы она наверное переключилась бы и на Землю. И вот Супермен и Человек-паук приготовили большие камни и стали кидать в ведьму. «Бу-у-мм!» - камень стукнул ее по плечу. Злая Ведьма закричала: «Ой, мне больно, что вы делаете?!». Тут она увидела Супермена и Человека-паука. «Что вы делаете! Зачем» - испугавшись закричала им Ведьма. А Человек-паук сказал: «мы хотим тебя убить!».

-        Почему, за что?

-        Потому, что ты хочешь уничтожить Марс, а затем и  наш мир. Мы это знаем.

-        Не убивайте меня, пожалуйста! – закричала Злая Ведьма.

-        Нет, мы должны тебя убить, иначе ты уничтожишь наш мир. – сказал Человек-паук.

-        Пожалуйста, не убивайте меня! – говорит Злая Ведьма.

Тут Человек-паук призадумался. Спрашивает Супермена: «Что же делать? Тебе жалко ее?». «Да, мне жалко, но ничего не поделаешь» - ответил Супермен. Тут Человек-паук решил спросить Ведьму:

-        Почему ты хочешь уничтожить наш мир?

-        Я в-общем то и не хочу. Оно само получается. – ответила Ведьма

-        Как само? – удивился Человек-паук.

-        Вы же знаете, что я уничтожаю весь мир своим криком?- начала объяснять Ведьма.

-        Да, конечно,за это мы тебя и хотим убить.

-        Я просто такая злая родилась. Во мне так много злости, что когда она накапливается, как в мешке, - ее становится уже так много, что я не могу ее сдержитвать.  И она тогда – п-у-у-х – вылетает из меня. И чтоб я сама не порвалась я начинаю кричать. И такой получается злой крик, что все вокруг рушится. Я сама может быть и не хотела, он так оно получается. Если вы поможете мне выйти из положения – все будет хорошо.

Человек-паук задумался. Он собрал всех своих друзей на совет. Потом Человек-паук сказал: «как же это я раньше не догадался!  Ведь я уже в школу много ходил и много чего знаю». И он предложил использовать специальные наушники.

Они все вместе пошли к Ведьме и Человек-паук сказал: «Ведьма! Мы придумали выход! Мы сделаем для всех жителей Земли волшебные наушники. Они будут носить их в кармане. Когда тебе захочется закричать, ты мне позвони мне по телефону и скажи, что хочешь кричать. Я тогда нажму на специальную кнопку. Тогда по волшебству все жители Земли оденут наушники, и ты сможешь две минуты кричать сколько тебе захочется,а все жители Земли останутся живые и здоровые. Когда ты закончишь, то позвонишь мне. Я нажму специальную кнопку – все жители Змели снимут наушники и отправятся по своим  делам. И ты накричишься сколько хочешь, и мы останемся живыми и здоровыми».

Ведьма отвечает: «Спасибо! Я согласна!».

И вот, они изготовлили наушники и ведьма терпела-терпела, но вот настал день, когда она уже не могла терпеть. Тогда она позвонила по телефону.

-        Это Человек-паук?

-        Да

-        Это Ведьма, я хочу кричать

-        Хорошо.

Все наушники одели. Ведьма ка-а-к закричит. Но все в наушниках – все в порядке. Накричалась она. Позвонила по телефону Человеку-пауку. Он нажал кнопку – все наушники сняли. И Ведьма довольная и счастливая пришла к Человеку-пауку и принесла ему большой торт и мешок пепси-колы. Он собрал своих друзей. Они кушали торт и радовались, что все у них так хорошо получилось

Терапевт: Чему учит моя история?

Р.: Не надо убить другого.

Т.: Ты прав, но еще она учит вот чему. Если ты думаешь, что кто-то твой враг – попробуй с ним сначала поговорить: может быть с ним можно договориться и сделать так, чтобы было хорошо вам обоим.

И еще: не все те про кого ты думаешь, что они тебе враги желают тебе зла.

А скажи, что больше всего понравилось?

Р.: Когда торт и пепси принесли.

По наблюдениям за Р. было видно, что предложенный вариант взаимодействия вместо конфликта «отзывается» в душе ребенка. Это подтверждает и его ответ на вопрос о том, что понравилось в истории терапевта.

К сожалению, из-за болезни Р. нам пришлось сделать вынужденный перерыв почти на месяц. На второй встрече предполагалось начать «все сначала». Однако Р. сообщил, что он, когда лежал в больнице, вспоминал эту историю, и, «если можно», он хотел бы рассказать не что-нибудь новое, а продолжение. Оно звучало следующим образом.

Человек-паук и другие ребята праздновали. Потом Ведьма родила еще монстров. А Человек-паук и другие не могли еще наушников купить.

Ребенок Ведьмы каждый раз плакал. И  это были дети – дочь и мальчик – им хотелось кричать. А мама не пускала их. Один раз они пошли на улицу и кричали. Бэтмен думает: «чего здесь произошло? Почему она не позвонила мне, что кричит». И они поссорились с этой Ведьмой.

Человек-паук говорит этой Ведьме: «у тебя ребенок или сама кричишь?». Она отвечает: «мои сыновья хотят кричать, а у вас нету  больше наушников?». «Да, нет!» - отвечает Человек-паук.

И за несколько дней детям дали десять тысяч миллионов денег, чтобы они чего-то купили и не кричали. И закончились деньги – они еще хотят кричать. У них больше денег нет. Их мама хотела тоже кричать. Человек-паук с друзьями хотели убить ее маму. Но ему было жалко ее.

Человек-паук их маму и маленьких детей угостил тортом, игрушки дал, чтоб не кричали. И мама детей-монстров дала Человеку-пауку деньги, чтобы он накормил детей, чтобы они не кричали  (она не знала сама, как это делать). Человек-паук потом купил наушники для всех. И потом каждый раз, когда хотел их ребенок кричать, их мать звонила Человеку-пауку, а он всем сказал наушники одеть, и потом ничего не случилось.

Урок: не знаю

Оказалось, что Р. глубоко принял терапевтическое послание, интериоризировал,  при этом творчески его переиначив, и попробовал самостоятельно, в собственном воображении справиться с проблемой предлагаемым способом. Идентификация героев истории с близкими людьми подтвердила предположения, положенные в основу нашей интепретации: себя Р. связывал с Человеком-пауком, друзей – со своими братьями и сестрами, а на вопрос: «кто превратится в Ведьму?», он ответил – «я сам». Неподдельное удивление психолога «ты же Человек-паук!?», он прервал замечанием: «а это тоже я!».

Продолжая психодинамическую интерпретацию, можно отметить, что содержание импульсов бессознательного приобрело несколько более структурированную форму и стало связываться в первую очередь с оральной проблематикой (привлечение внимания), что согласуется с нашим предположением о ранней травме и возможном посттравматическом регрессе.

Предложенное ребенком развитие (энергетический обмен и укрепление защиты) психолог расценил как достаточно конструктивное, однако решил усилить и подкрепить проделанную самостоятельно ребенком «внутреннюю работу» и направить его в сторону использования ресурсов бессознательного. Наша история звучала так.

 Жил-был Человек-паук. И вот Мама-монстр родила еще двух монстров – девочку и мальчика. А как раз в это время Человек-паук и его друзья не смогли купить новые наушники для других людей.

Так получилось, что эти дети как только родились сразу захотели громко-громко кричать (вздыхает). Но Мама им не разрешала, а они не слушались ее и все равно кричали. Ведь хотелось им кричать – что же делать. Но наушников не было и договор мог уже разрушиться. «Что же делать?» -  подумала Мама.

Про это узнал Человек-паук. Он встретился с Мамой и стал советоваться. Они думали так: «дети не могут не кричать. Они маленькие, они всегда кричат. Но люди тоже не могут так жить. А наушников нету.  Что делать?». И придумали они -  пока наушников нету надо дать этим детям какой-нибудь вкусной еды, развлечь, поиграть с ними,  чтобы они развеселились и пока не кричали какое-то время. Сделать этим детям что-нибудь приятное, то , что им нравится. А Мама говорит: «я не знаю как еду покупать?». Человек-паук отвечает: «не проблема, я тебя научу». Он научил ее как в магазин ходить и еду покупать. И они поделились деньгами, поровну их разделили. То Человек-паук поиграет с детьми что-нибудь купит. Он устанет – Мама-монстр поиграет и повеселит детей. Даже сами они не захотели кричать, потому что они забыли про это.

И вот, наконец наступило время, когда появились наушники. Человек-паук их раздал всем, и тут   уж никаких проблем не было: дети смогли кричать сколько им вздумается - Мама-монстр позвонила бы, и все одели наушники.

Вот они так жили хорошо и счастливо, но вдруг на их страну напали инопланетяне, чудовища из другой страны. Они уже приближались к границе, и был слышен их топот. Все испугались: «Что же делать?». Мама-монстр и ее дети тоже очень испугались и от страха закричали: «У-а-а-а-!». И Мама и дети кричали вместе. И случилось вот что – все вражеские монстры от этого крика разлетелись.

После этого все устоили большой пир и хвалили Монстров. А Человек-паук думал о том, какой же он молодец, что вовремя помог Маме-монстру. «Ведь это так нам помогло!».

Терапевт: Ты знаешь, чему учит эта история?

Р.: Не знаю.

Терапевт: А что тебе большое всего понравилось?

Р.:  Когда монстров победили.

Из анализа дальнейшего взаимодействия стало ясно, что «разыгрывание» подобного противоречия не является «главной темой» для ребенка. Уже на следующей сессии мы вышли на реальные семейные взаимоотношения. Важность проделанной работы, заключалась, по нашему мнению, не столько в разрешении «вечного» конфликта между Я и Оно, сколько в снижении внутреннего напряжения, создании необходимой базы для исследования реальных жизненных проблем.

Из демонстрации применения метода видна его многоцелевое предназначение - от предоставления возможности ребенку рассказа в символической форме о «наболевшем» до глубокой проработки внутренних конфликтов, последствий психологических травм и пр.

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz